By clicking button "Send", you give your consent to process your personal data.

Барвиха
Клинический санаторий

History

 

History of the sanatorium "Barviha" originates from 1930, it was the decision of the Government of the USSR to establish a sanatorium within a medical-sanitary system under the control of the Kremlin, for patients suffering from metabolic and digestion diseases. Sanatorium project was created by architect B. Iofan (author of "the House on the embankment"). A place for the construction of the sanatorium was chosen inside the territory of the preserved forest near Moscow close to Barviha village, which gave the name to the sanatorium. Construction was ended in 1935. It took nearly two years to organise systematic clinical observation for patients, supplying the sanatorium with the latest physiotherapy equipment for those days. From 1937, the sanatorium fully met the challenges of the sanatorium-and-spa treatment of executives and senior State officials.

During the years of WW2, the hotel was refurbished into a military hospital to treat wounded soldiers and defenders of the capital. The sanatorium worked as a hospital until year 1944. February 19, 1944 USSR Council of people's commissars issued a decree obligating the Chief of the rear of the Red Army T. Khrulev “April 1, 1944, all buildings of the sanatorium "Barviha" must be released”. In the same order to the USSR government national healthcare officials the following commission was issued "From July 1, 1944 open Clinical Sanatorium "Barviha" for the contingent attached to the Kremlin's headquarters for 80 beds, 25 of them cots.

Then a new phase in the development of the sanatorium had begun. Employees who had come back from evacuation, returned to peaceful work. Operational medical offices became diagnostic rooms. After repairing works, the first patients and vacationers were sent to the sanatorium. The order of Ministry of health of the USSR dated January 8, 1953 set the profile of the sanatorium: treatment of patients with diseases of the nervous and cardiovascular systems. During this time the Kremlin tried to increase the number of health care facilities, improving quality of diagnostic work, introduced new methods of treatment and diagnostics, carried out research work. Specifically at the sanatorium "Barviha" the impact on hypertension of some of physiotherapeutic procedures was studied. The fluctuation of electrocardiogram data with hypertension heart disease, kymography along with heart diseases, vegetative asymmetries, state of the fundus by photographing it, etc." (from the report of the Chief doctor S.N. Sokolov).

Academic advising and consultations of the patients were carried out by professors S.O. Badylkes and S.N.Sokolov. Since the end of the year 1946, Medical Council of the medical sanitary department of the Kremlin was created, and from 1948 onwards the Institute was founded responsible for providing healthcare and general support in the aforementioned medical fields.

During this period (1946-1952) the sanatorium was led by Chief Physician Ivan Sergeevich Mironenko. A skillful organizer, capable doctor and a strong-willed man, he managed to put the work so that the significance and popularity of the sanatorium increased significantly. He formed a team of like-minded professionals: doctors, nurses, and attendants. The core principle of their work was individual approach to patients. This principle is preserved in the present.

Built in 1935, survivor of the Second World War, definitely, in its architectural design and planning conditions failed to meet the requirements of those times. It was decided to close the sanatorium for reconstruction. It began in spring 1965. Construction work lasted for three years. Sleeping and medical corps were rebuilt, as well as food unit, gymnasium, premise of technical services. New structures were added such as; swimming pool, detached sauna, sports pavilion, new walking paths were laid out, and generally more space was created for relaxation and recreational purposes. The Sanatorium gradually developed and acquired a new, better, more modern look, well known to all our patients today. However, the work on improvement of material base is not over and continues in different volumes so far. In the early 80’s the 7th building was built, the 4th one was reconstructed, boat station was rebuilt and landscaping of the area around the lake was done.

In 1967 Yevgeny Ivanovich Chazov was appointed as the Chief of the fourth main Department, who held this leading position for 20 years. Several innovative approaches to integrated treatment are closely related to the name of Y.I. Chazov, member of the Academy; as well as numerous methods of prevention of various diseases, rehabilitation, continuity of treatment, preventive care and sanatorium-and-Spa institutions. Thanks to his perseverance several unique sanatorium complexes, as well as health resorts were built, sanatorium was re-equipped with modern medical devices. Sponsored by E.I. Chazov the central scientific research laboratory (CSRL) became a creative School of medical staff, involving them in research work, including sanatorium "Barviha". Together with the CSRL, most of the methodical and advisory assistance for the sanatorium was provided by the Chief specialists of the laboratory who were the leading consultants.

From 1972 to 1991 Vasili Nikiforovich Golyakov was the Chief Doctor of the sanatorium. During this period, the sanatorium continued to strengthen its therapeutic and diagnostic possibilities, base offices of functional diagnostics, x-ray unit and clinical laboratory, office of ultrasonic diagnostics was created, as well as the department of hyperbaric oxygenation and intensive therapy. Psychotherapeutic methods as well as acupuncture were used in the treatment of various diseases. During this period, sanatorium "Barviha" occupied the leading position among others sanatorium-and-Spa institutions as per level of care, and usage of the most modern methods of diagnostics and treatment.

In 1980 the team of the sanatorium celebrated its 50th anniversary. Sanatorium was awarded the highest State award - the “Order of the Red Banner of Labour”, later by the decree of the presidium this achievement was implemented in the name of the sanatorium itself. The title was changed to "Clinical Sanatorium "Barviha" bearing the order of the "Red banner of labour" by the Order of the Supreme Council of May 6, 1983 No. 9250-x.

From 1991 to 2002 the sanatorium was headed by Chief Doctor Artsybashev Valentin Vasilyevich. Despite the objective difficulties that had arisen in the country and the domestic healthcare in 90’s, structural reorganization and reassignment of the team of the sanatorium was enabled to maintain the good traditions of Kremlin medicine and it continued to improve medical-diagnostic process.

In 2001 in order to improve the governance structure of the sanatorium, the post of Director was introduced , and Serebryakov Vladimir Gennadievich was appointed to this position. In 2002 the chief physician post was eliminated and Yeroshin Valentin Aleksandrovich, deputy director was assigned to manage medical units of the sanatorium.

From April 2007 Markeev Igor Ivanovich was assigned to the position of the deputy director.

At present time, the degree of advanced medical equipment and medical care in the sanatorium corresponds to the level of a modern multifaceted medical centre. System created in the sanatorium combines sanatorium and resort factors, modern medical facilities and high level of comfort, and doesn’t have any analogues among other sanatorium-and-Spa institutions.

Нажав на кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Барвиха
Клинический санаторий

История санатория в лицах

Михаил Булгаков, русский писатель

Константин Станиславский, русский театральный режиссер и педагог

Мао Цзэдун, китайский государственный и политический деятель

Историческое фото санатория

Юрий Гагарин, первый космонавт

Историческое фото

Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС

Георгий Жуков, маршал Советского Союза

Борис Ельцин, первый Президент Российской Федерации

Патриарх Алексий, патриарх Московский и всея Руси

Дмитрий Шостакович, композитор

Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ

Артур Чилингаров, российский исследователь Арктики и Антарктики

Нурсултан Назарбаев, первый президент Казахстана

Современное здание санатория

Владимир Ресин, российский государственный и политический деятель

Фото коллектива современное

Евгений Петросян, писатель-юморист и телеведущий

Светлана Немоляева, российская актриса театра и кино

Юнус-Бек Евкуров, глава Ингушетии

Никита Михалков, российский режиссер, актер, сценарист и продюсер

Игорь Костолевский, актер театра и кино

История

История санатория «Барвиха» берет своё начало с 1930 г., когда вышло решение Правительства СССР о создании в системе Лечебно-санитарного управления Кремля санатория для больных, страдающих болезнями обмена веществ и органов пищеварения. Проект санатория создал архитектор Б. Иофан (автор «Дома на набережной»). Местом строительства здравницы была выбрана территория заповедного леса в ближнем Подмосковье рядом с деревней Барвиха,...Читать от которой и происходит название санатория. Строительство закончилось в 1935 г. Ещё около двух лет ушло на организацию систематического клинического наблюдения за больными, оснащение санатория новейшей по тем временам физиотерапевтической аппаратурой. С 1937 г учреждение начало в полном объёме решать задачи санаторно-курортного лечения руководящих работников и высших должностных лиц государства.

В годы Великой Отечественной войны санаторий был перепрофилирован под военный госпиталь для лечения раненых красноармейцев — защитников столицы. Санаторий работал как госпиталь до 1944 года. 19 февраля 1944 г. Совет Народных Комиссаров СССР издал распоряжение, которое обязывало начальника тыла Красной Армии т. Хрулева «…освободить с 1 апреля 1944 года все здания санатория "Барвиха"». В этом же распоряжении Наркомздраву СССР поручалось «Открыть с 1 июля 1944 г для контингента, прикреплённого к центральным учреждениям Лечсанупра Кремля, клинический санаторий «Барвиха» на 80 коек, из них – 25 больничных коек.»

Начался новый этап в развитии санатория. Сотрудники, возвратившиеся из эвакуации, приступают к мирному труду. Стали функционировать лечебные отделения, диагностические кабинеты. В санаторий после его ремонта направляются первые больные и отдыхающие. Приказом по Министерству здравоохранения СССР от 8 января 1953 г. устанавливается профиль санатория — он предназначается для лечения больных с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем. В это время постепенно увеличивалось количество медицинских учреждений Лечсанупра Кремля, повышалось качество лечебно-диагностической работы, внедрялись в практику новые методы лечения и диагностики, проводилась научно-исследовательская работа. В санатории «Барвиха» «изучалось влияние на гипертонию некоторых физиотерапевтических процедур... изменение электрокардиограммы при гипертонии, кимография при заболевании сердца, вегетативные асимметрии, ...состояние глазного дна путём фотографирования его и т.д.» (Из справки главного врача профессора С.Н.Соколова).

Научное руководство и консультации больных в то время осуществлялись профессорами С.О. Бадылкесом и С.Н. Соколовым. С конца 1946 года создаётся Медицинский совет Лечсанупра Кремля, а с 1948 года — институт главных специалистов, на который возлагалась ответственность за организацию медицинского обслуживания по основным специальностям.

В этот период (1946—1952 гг.) санаторием руководил главный врач Иван Сергеевич Мироненко. Умелый организатор здравоохранения, знающий врач, волевой человек, он сумел поставить работу так, что значимость и популярность санатория намного возросли. Сформировался коллектив высокопрофессиональных специалистов-единомышленников: врачей, медицинских сестёр, обслуживающего персонала. Основным принципом их работы был индивидуальный подход к пациентам. Этот принцип работы сохраняется и в настоящее время.

Построенный в 1935 году, переживший Великую Отечественную войну санаторий, естественно, по своему архитектурно-планировочному замыслу и условиям размещения уже не отвечал требованиям времени. Было принято решение закрыть санаторий на реконструкцию. Она началась весной 1965 года. Строительные работы продолжались три года. Перестраивались спальные и лечебные корпуса, пищеблок, спортивный зал, помещения технических служб. Построены плавательный бассейн, отдельно стоящая сауна, спортивный павильон, прокладывались новые пешеходные маршруты и терренкуры, создавались места для отдыха. Санаторий постепенно приобретал облик, хорошо известный всем сегодня. Однако работы по улучшению материальной базы на этом не закончились и продолжаются в различных объёмах до настоящего времени. В начале 80-х годов построен седьмой корпус, реконструирован четвёртый, перестроена лодочная станция и благоустроена территория вокруг озера.

В 1967 году начальником Четвёртого главного управления назначается Евгений Иванович Чазов, который руководил им в течение 20 лет. С именем академика Е.И. Чазова связаны принципиально новые подходы к комплексному лечению больных, профилактике различных заболеваний, реабилитации, преемственности лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений. Благодаря его настойчивости построено несколько уникальных санаторных комплексов, домов отдыха, пансионатов, проведено переоснащение учреждений новой медицинской техникой. Организованная Е.И. Чазовым в структуре управления Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) стала творческой школой подготовки врачебных кадров, привлечения их к научно-исследовательской работе, в том числе и в санатории «Барвиха». Совместно с ЦНИЛ большую методическую, консультативную помощь санаторию оказывали и главные специалисты управления, являясь фактически его ведущими консультантами.

С 1972 по 1991 год главным врачом санатория работал Василий Никифорович Голяков. В этот период продолжают укрепляться лечебная и диагностическая базы, расширяются возможности отделения функциональной диагностики, рентгеновского кабинета и клинической лаборатории, создаются кабинет ультразвуковой диагностики, отделение гипербарической оксигенации и интенсивной терапии. В лечении различных заболеваний стали применяться психотерапевтические методы, иглотерапия. В этот период санаторий «Барвиха» занял ведущее место в ряду других санаторно-курортных учреждений по уровню оказания медицинской помощи, применению самых современных методик диагностики и лечения.

В 1980 году коллектив санатория отметил своё пятидесятилетие. Деятельность санатория была удостоена высокой государственной награды – Ордена Трудового Красного Знамени, а Указом Президиума Верховного Совета от 6 мая 1983 г № 9250-х ему присвоено звание «Клинический ордена Трудового Красного Знамени санаторий «Барвиха».

С 1991 по 2002 г санаторием руководил главный врач Арцыбашев Валентин Васильевич. Несмотря на объективные трудности, возникшие в стране и отечественном здравоохранении в 90-е годы, многочисленные структурные реорганизации и переподчинения, коллективу санатория удалось сохранить добрые традиции Кремлёвской медицины и продолжить совершенствование лечебно-диагностического процесса.

В 2001 году в целях совершенствования структуры управления санаторием введена должность директора, на которую назначен Серебряков Владимир Геннадьевич. В 2002 году должность главного врача была упразднена, а обязанности по руководству медицинскими подразделениями санатория были возложены на заместителя директора по медицинской части Ерошину Валентину Александровну.

С апреля 2007 года на должность заместителя директора по медицинской части назначен Маркеев Игорь Иванович.

В настоящее время степень оснащённости медицинской аппаратурой и объёмом медицинской помощи в санатории соответствуют уровню современного многопрофильного клинического стационара. Созданная в санатории система, сочетающая санаторно-курортные факторы, современную лечебную базу и высокий уровень комфорта, не имеет аналогов среди других санаторно-курортных учреждений.